Гентский алтарь поместили в пуленепробиваемую витрину
Шедевр, который становился жертвой грабителей чаще, чем любое другое произведение искусства в мире, получил новый стеклянный «дом». С понедельника его впервые можно будет увидеть отреставрированным и на новом месте.
Алтарь-складень из собора Святого Бавона в Генте, написанный братьями Губертом и Яном ван Эйком и освященный в 1432 году, теперь надежно защищен от воров, стихии и чрезвычайных ситуаций, сообщают Artnews.
Со следующей недели посетители собора смогут увидеть переживший семилетнюю реставрацию шедевр на новом месте – из часовни Вилла его перенесли в более крупную часовню Святого Причастия. Там он будет находиться внутри пуленепробиваемой витрины высотой 6 метров и объемом 100 кубических метров. Фрагменты полиптиха, который состоит из 24 панелей, подвешены внутри витрины на стальной опорной раме. При этом конструкция позволяет перемещать боковые панели без необходимости открывать витрину. Каждое утро и каждый вечер Гентский алтарь будет мягко открываться и закрываться.
В новой витрине для шедевра созданы оптимальные климатические условия, которые помогут свести к нулю риски от света и холода. Дело в том, что зимой температура в неотапливаемом соборе падает до минусовых отметок, а в солнечные дни пространство наполняется солнечным светом, проникающим через цветные витражи. Теперь деревянным панелям все это не страшно. Кроме того, в соборе установили большие защитные двери, чтобы обеспечить легкую эвакуацию Алтаря в случае чрезвычайной ситуации.
Чтобы упростить доступ посетителей, не жертвуя при этом безопасностью, частично был перестроен сам собор. Ради этого пришлось снести некоторые из его древних каменных стен. Из-за столь радикальных вмешательств проект оказался весьма дорогостоящим: вся реконструкция обошлась в 30 миллионов евро, стеклянный бокс Алтаря – в пять миллионов. Главной целью всех вмешательств было обеспечить шедевру безопасность – за свою 588-летнюю жизнь Гентский алтарь многое повидал.
В 1781 году он временно лишился панелей с изображением Адама и Евы, перенесенных в церковную библиотеку: обнаженные фигуры не понравились австрийскому императору Иосифу II. В 1792-м Наполеон вывез четыре центральные части алтаря в Лувр. Затем несколько створок были похищены викарием собора, в результате перепродаж оказались в берлинском Кайзер-мюзеуме и вернулись домой лишь после Первой мировой. Во время Второй мировой бельгийские фашисты вывезли Алтарь в качестве подарка Гитлеру: он должен был стать экспонатом музея фюрера в Линце. В 1945-м оступающие нацисты вместе с другими художественными сокровищами попытались захоронить Алтарь в заброшенных соляных шахтах в Баварии, а затем и взорвать…
До наших дней Гентский алтарь дошел не полностью. В 1934 году была совершена дерзакая кража – похитили одну из створок. Вскоре умирающий житель Гента признался на исповеди в краже, однако найти фрагмент так и не удалось – сейчас он заменен копией.
Материалы по теме:Директора музея в Генте уволили за выставку поддельных картинГде умер, там и пригодился: знаменитый собор в Генте сложен из костей и череповМузеиИзобразительное искусствоГитлерБельгияИскусствоВторая Мировая войнаНашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter